Dazzle DVD.master

Dazzle DVD.master -  устройство для оцифровки и компрессии аналогового видеосигнала в форматы MPEG-1 и MPEG-2 

 

 

 

Пролог     

       Создание собственных DVD видео дисков с 2002 года перестало быть несбыточной мечтой для любителей цифрового видео. Стоимость DVD рекордеров неуклонно снижается, что делает возможность записи DVD собственными силами все более и более реальной. Совершенно очевидно, что логика развития рынка приведет к тому, что стоимость DVD рекордера перестанет быть основным сдерживающим фактором для тех, кто захочет выпускать свои DVD видео диски. На первый план теперь выходят несколько серьезных технических проблем, возникающих при подготовке видео для записи на DVD.
       Первая проблема, которая беспокоит практически всех любителей видео - качество преобразованного в MPEG-2 изображения. Вопрос, почему качество преобразованного в MPEG-2 видео так заметно отличается от качества оригинальных DVD видео дисков, задается с завидным постоянством. Ответ на этот вопрос тоже известен - такие фильмы кодируются в MPEG-2 на аппаратных и очень дорогих кодерах, а в качестве источника используется несжатое видео. Поскольку в большинстве случаев для создания MPEG-2 используется компрессированный видеоматериал и программный кодировщик в MPEG-2, то результаты просмотра созданных таким образом DVD видео дисков несколько разочаровывают. 
       Именно для заметного уменьшения степени разочарования и было разработано известнейшей среди профессионалов фирмой Fast Multimedia устройство, которое сейчас стало носить название Dazzle DVD.master (для Европы) или Dazzle Digital Video Creator II (для США и Канады).

Справочные данные

       Технические характеристики (с www.dazzle-europe.com):

Аналоговые входы/выходы:

  • Композитный - NTSC/PAL 

  • S-Video - NTSC/PAL

  • Аудио - Стерео линейный вход/выход

  • Частота дискретизации - 48 kHz

  • Video BitRate - от 2 до 10 Mbit/s, constant или variable bitrate

  • Audio BitRate - от 64 до 384 kbit/s

  • Поддерживаемые разрешения : 720 x 576, 352 x 288, 176 x 144 для PAL
    720 x 480, 352 x 240, 320 x 240, 176 x 120, 160 x 120 для NTSC
  • Поддерживаемые операционные системы: Microsoft Windows 98SE/Me/2000/XP

    Цифровых входов/выходов устройство не имеет.

Комплект поставки

В комплект поставки входят:

  1. PCI плата (см. фото выше)

  2. Внешний коммутационный блок (см. фото выше)

  3. Подставка для вертикальной установки устройства

  4. S-Video, композитные и аудио кабели, необходимые для подключения к устройству

  5. Видеоредактор Dazzle Movie Star, программа для создания DVD видео дисков Sonic DVDiT! LE и другое программное обеспечение.

  6. Руководство пользователя

Как работает

     Использовать Dazzle DVD.master очень просто - к композитному или S-Video входу подключается источник видеосигнала, задаются параметры кодирования и все. Кодирование выполняется в реальном времени, т.е. кодирование 1 часа видео занимает 1 час. Результат работы кодера можно немедленно посмотреть на телевизоре, что является одним из ценнейших особенностей устройства - подбирая параметры кодирования, можно легко оценивать качество изображения.

Качество оцифровки

     Для оценки качества кодирования изображения был проделан следующий эксперимент, в котором использовался фрагмент изображения с быстро движущимся мотоциклистом (звук не записывался и не обрабатывался):

  1. Оригинал фрагмента был сброшен на диск с цифровой видеокамеры через IEEE-1394 

  2. Фрагмент был закодирован  в формат MPEG-2 с помощью Dazzle DVD.master. В качестве источника использовался S-Video выход той же цифровой видеокамеры. Параметры кодирования: Variable BitRate 6000 kbit/s, PAL, 720x576, DVD compliant

  3. Фрагмент был также конвертирован в MPEG-2 из оригинального DV файла (см. пункт 1) одним из лучших на рынке программных кодеров Cinema Craft Encoder ver.2.62 фирмы Custom Technology (далее CCE). Параметры кодирования:  Variable BitRate 6000 kbit/s, два прохода, PAL, 720x576, DVD compliant

  4. Оригинальный фрагмент также был переписан с одной цифровой камеры на другую через аналоговые S-Video выход и вход соответственно, для оценки того, влияет ли разрешение изображения, сниженное после такого преобразования, на качество результата работы программного кодера. 

После завершения всех преобразований, из всех фрагментов был взят один и тот же (по возможности) кадр, причем к каждому кадру был применен фильтр de-interlace из Adobe Photoshop для уменьшения влияния гребенки на оценку качества изображения:

Оригинал

Dazzle DVD.master

CCE

ССE после конвертации

      На первый взгляд, практически никакой разницы между снимками нет. Но, если взять фрагмент изображения, то разница станет очень заметной.

 

Оригинал Dazzle DVD.master CCE
ССE после конвертации

      Эти фрагменты были взяты, конечно, из первоначальных BMP файлов, а не из сжатых JPEG изображений выше. Разница особенно заметна, если увеличить эти фрагменты хотя бы в два раза. Картинка от CCE отличается большей пикселизацией, гораздо более заметным MPEG шумом по краям фигуры мотоциклиста.  На экране телевизора, хотя тут придется поверить нам на слово, разница еще более заметна - трудно отличить изображение, кодированное Dazzle DVD.master от оригинала, а артефакты изображения от CCE бросаются в глаза при любом  движении объекта съемки относительно камеры. 
      Интересно также провести анализ, с каким реальным bitrate Dazzle DVD.master и ССE кодировали тот фрагмент, который мы использовали в качестве тестового. Для анализа мы использовали удобную бесплатную программу BitRate Viewer.

 

CCE

Dazzle DVD.master

       Как видно из рисунков, Dazzle DVD.master использовал меньший bitrate для кодирования данного фрагмента.
       Что касается фрагмента, полученного после конвертации оригинального клипа в аналог и снова в DV, то, как и следовало ожидать, и качество самого клипа, и качество конвертированного в MPEG-2 изображения оказалось наихудшим из всех. Еще одна компрессия при оцифровке аналога, конечно, могла только ухудшить качество изображения.

Оцифровка в MPEG-2 без записи на ленту

      Конечно, сбрасывать будущий фильм в цифровую видеокамеру не очень удобно и, кроме того, требует временных затрат. Мы проделали следующий эксперимент - запустили на вывод в видеокамеру файл с готовым фильмом и одновременно включили захват на Dazzle DVD.Master. Несмотря на то, что как файл с фильмом, так и создаваемый MPEG-2 файл находились на одном видеодиске, весь процесс прошел нормально, без потерь кадров.
      Понятно, что на качестве изображения этот процесс не отразится, но ускорение очевидно. Нельзя гарантировать, что так можно будет делать на любых компьютерах (мы использовали Pentium 4 с отдельным видеодиском на 7200 об/мин), но на многих это вполне возможно, поскольку пропускная способность современных жестких дисков это позволяет.

Комментарии

      В целом работа DVD.master нареканий не вызвала. Драйвера и программы установились без особых проблем. Во время работы с устройством не были замечены зависания и другие приятные неожиданности. Единственное условие, которое следует соблюдать - предоставление Dazzle DVD.master отдельного, или, в крайнем случае, разделение прерывания только с одним устройством. Нарушение этого условия может привести к неустойчивой работе платы или даже к ее полной неработоспособности. На современных материнских платах с APIC это требование никаких проблем не вызывает, на платах же предыдущего поколения эта проблема может появиться. Проще всего, о чем часто забывают, решить эту проблему запретом неиспользуемых портов - COM, LPT и/или USB. 
      Отметим только один явный дефект - если указать программе, что звук не надо захватывать вообще, то полученный mpeg файл понимается только самой программой, а программы создания DVD видео дисков зависают на вводе такого файла. Поэтому следует всегда выполнять и захват звука. Если же звук не нужен, то его можно просто удалить потом с помощью программы TMPGenc. Другой недостаток - низкое качество кодирования в MPEG-1. Поэтому на Dazzle DVD.master целесообразно всегда создавать MPEG-2, конвертируя затем полученный файл в формат MPEG-1 или в MPEG-2 для SVCD с помощью TMPGenc.
     Dazzle DVD.master достаточно популярен в мире и для него была написана более удобная, чем оригинальная, программа захвата TWNH 1.9, которой мы также рекомендуем пользоваться. Для тех, кого интересует создание SVCD, будет полезно посетить страницу Spawn.

Краткий список достоинств и недостатков устройства приведен ниже

Достоинства:

  • Высокое качество кодирования в MPEG-2

  • Хорошая комплектация

  • Удобство работы

Недостатки:

  • Невысокое качество кодирования в MPEG-1

  • Невозможность записать несжатый звук параллельно  с видео. Приходится использовать максимальный для звука bitrate в 384 kbit/s. Конечно, можно совместить оригинальный звук с MPEG видео в любом видеоредакторе, но это все-таки дополнительные затраты времени. 

     Многие пользователи, уже успевшие услышать о Dazzle DVD.master, задавали нам вопрос - как же использовать такой устройство с цифровой видеокамерой, ведь оно захватывает видео через аналоговый вход и потеря качества должна быть неизбежной? На самом деле практически никакой реальной потери качества, заметной на результате работы, не происходит. При перекодировании DV файла в MPEG-2 все равно сначала выполняется декомпрессия исходного видео и только потом компрессия в MPEG-2. В цифровой видеокамере также происходит декодирование, причем аппаратное, после чего видео преобразуется в аналог и подается на соответствующие выходы камеры. Результаты тестирования выше подтвердили тот факт, что при программном кодировании происходят более заметные на результате потери качества изображения за счет MPEG артефактов. Только появление Canopus ProCoder нарушило монополию на качество недорогих аппаратных кодеров. Теперь единственным преимуществом аппаратного кодера осталась только скорость кодирования.

Сфера применения

    Основная ошибка многих пользователей, приобретающих аппаратные кодеры MPEG, состоит в том, что непонимание природы MPEG формата, незнание его особенностей приводит к тому, что аппаратный кодер MPEG рассматривается как обычное устройство захвата аналогового видео. На самом деле это далеко не так. MPEG-2 формат в том варианте, в котором он получается на выходе недорогих аппаратных кодеров, НЕПРИГОДЕН для редактирования. Максимум, что можно сделать с клипом - это отрезать лишнее. Любые другие операции приведут в лучшем случае к заметному ухудшению качества в местах наложения переходов, титров, эффектов и т.п., в худшем приведут к ухудшению качества всего клипа. Многие пользователю задают нам вопрос - аппаратно ли при редактировании пересчитывается MPEG, считая, что от этого все и зависит. На самом деле от того, что пересчитывает клип зависит в большей степени скорость просчета, но качество будет теряться ВСЕГДА
    И не стоит здесь надеяться на чудо, появление некой волшебной программы, чудесного аппаратного кодера, которые избавят пользователей от недостатков MPEG формата DVD стандарта.  Возражения а в профессиональном видео MPEG используется для редактирования несерьезны - там используется MPEG совершенно другого типа и сравнение его с MPEG-2 для DVD просто неуместно.
    Поэтому, надо четко понимать, что использовать аппаратные кодеры MPEG можно только для захвата уже отредактированного и полностью готового для записи на диск видео и только в тех случаях, когда требуется выполнять такой захват практически ежедневно. Во всех остальных случаях намного более разумным решением будет покупка платы захвата в DV формат, такой как Pinnacle Studio Deluxe, например, легкий и удобный монтаж в DV формате, затем конвертация в MPEG формат программным кодером Canopus ProCoder. ProCoder обеспечивает качество кодирования ничуть не хуже аппаратных кодеров. 
    Выражаем надежду, что после прочтения этой информации вы сделаете осознанный выбор необходимого вам для захвата устройства.

Заключение

     Dazzle DVD.master, безусловно, дает возможность не терять в качестве DVD или SVCD фильма при переносе его на DVD или SVCD диск, что делает уже реальным сохранение оригиналов фильма на дисковых, а не ленточных носителях. Качество изображения, получаемое с DVD.master, вполне конкурентноспособно по сравнению с оригиналом или фирменными DVD дисками. Дело остается только за творческой частью фильма. Технических препятствий для создания и вечного хранения нетленных творений уже совсем не осталось...