Многоканальный звук в любительском видео: часть 3

 

Формирование многоканального звука 

    Итак, мы переходим к самому интересному – формированию того, что называют Surround Sound. Мы пойдем от простого к сложному и в этой части статьи разберем пример, в котором из центрального канала слышен ТОЛЬКО ваш комментарий или диалог. На самом деле, это совершенно неправильно и при микшировании окружающего звука так никто не делает, однако необходимо для лучшего понимания принципов построения звуковой картинки. Формирование поля тыловых каналов и суббаса останутся неизменными и при работе с более сложными инструментами, такими, как, например, паннер.

Настройка ресивера и подключений

Поскольку для контроля нам будет необходимо постоянное прослушивание материала, подключим выходы звуковой карты к усилителю в соответствии со схемами, приведенными в первой части статьи. В нашем примере мы будем рассматривать подключение по схеме № 1, как наиболее простой.
Еще раз обращаю внимание читателя на то, что для соединения звуковой карты с оборудованием по схеме № 2 необходимы как минимум 2 условия:
1) Наличие на карте цифрового выхода S/PDIF, поддерживающего формат Dolby Digital 5.1 (AC-3), иногда его еще называют АС-3 выход. Вообще стандарт S/PDIF является только транспортным протоколом и в звуковых картах бытового уровня может быть предназначен только для передачи двух каналов.
2) Наличие усилителя или ресивера с цифровым входом и оборудованного декодером AC-3.
В этом случае подключение производится специальным коаксиальным кабелем. Подключение по S/PDIF позволяет проверить результаты кодирования в формат АС-3 в оффлайне, но для онлайн контроля непригодно.
Разновидностью протокола S/PDIF является так называемый TosLink, использующий передачу по оптоволоконному кабелю. На бытовых и малобюджетных профессиональных картах он встречается редко, поэтому подробнее останавливаться мы на нем не будем.
Для раздельного подключения каналов будут необходимы 6 кабелей с разъемами тюльпан со стороны усилителя, и либо тюльпан, либо иными со стороны карты – зависит от ее типа. 
99 % усилителей для домашнего кинотеатра оснащены процессорами окружающего звука. Обычно они используют запрограммированные на заводе – изготовителе алгоритмы различных театров, площадок и помещений. 

ВАЖНО! Усилитель или ресивер должен работать в режиме чистого Dolby Digital, на ресиверах фирмы Sony, например, такой режим обозначается как Auto Format Decode. При этом все внутренние обработки сигнала отключены, и звук передается к акустическим системам As Is, как есть.
Теперь вернемся в Nuendo и назначим каждому из 6 имеющихся треков физический выход звуковой карты. Для этого идем в Devices/VST Connections. Откроется окошко:



Левая колонка таблицы, Bus Name - это названия шин, на которые направляется та или иная дорожка. В данном случае, все наши треки направлены на Surround – шину 5.1. Ниже следует список виртуальных выходов программы, направляемых на реальные физические выходы звуковой карты. 
Правая колонка, ASIO Device Port содержит список физических выходов карты. В данном случае указаны только два, поскольку я пишу статью на ноутбуке с картой, имеющей стереовыход. При использовании устройства многоканальной записи, каждому каналу шины 5.1 должны быть присвоены отдельные выходы карты. Если Nuendo обнаружил, что в компьютере установлено именно такое устройство, роутинг будет проведен автоматически, и вам останется только установить соответствие между виртуальными и реальными устройствами. Понятно, в цепочке физических подключений карты к усилителю, а усилителя к акустическим системам эти соответствия не должны нарушаться, иными словами дорожка Left должна звучать из левого фронтального динамика, LFE – из сабвуфера, и т.д.
Для удобства дальнейшей работы все остальные шины, кроме 5.1 Out 1 следует удалить, выделив ненужную стрелкой мыши и нажав клавишу Delete компьютера.

Настроив подключения, вернемся в редактор, и откроем закладку Devices. В Nuendo существуют 4 микшера. Они имеют разный вид, но каждый из них можно настроить так, чтобы один почти во всем повторял другой. Это сделано для удобства пользования, например, тогда, когда используются два компьютерных монитора. 
Откроем Mixer.

Микшер содержит ряд панелей:
1) Панель настроек вида микшера и некоторые служебные кнопки - выделено на рисунке белым;
2) Панель входов – выделено желтым;
3) Панель дорожек (треков) – выделено оранжевым;
4) Панель выходных шин – выделено синим.
Разберемся с назначением органов управления.
На панели настроек вида:
+ и - - разворачивают или сворачивают панели микшера;

  1. – закрывает панели настроек треков;

  2. – открывает панель эффектов, вставляемых в разрыв;

  3. – все эквалайзеры представлены в цифровом виде;

  4. - все эквалайзеры представлены в виде ручек;

  5. - все эквалайзеры представлены в виде кривых.

  6. – показывает панели эффектов посыла;

  7. 7 ,8 – то же самое, только эффекты с номерами 1 -4 и 5 – 9 соответственно;

  8. – открывает панель паннера (только в случае, если трек направлен не на моно выход);

  9. – открывает панель больших индикаторов;

  10. – общая информация и быстрое управление обработками трека.

  1. – спрятать/показать панель входов;

  2. - спрятать/показать панель треков;

  3. 3,4,5,7,9 – не буду описывать, чтобы не перегружать читателя не нужной в нашем случае информацией;

    8. - спрятать/показать панель выходных шин.

Панель входов мы в этом примере не используем, поэтому описывать ее не будем, лучше вообще из микшера ее убрать, чтобы не мешалась.

Теперь рассмотрим одну из линеек поля треков микшера (сверху вниз)

  • Верхняя часть черного поля – соответствующий треку вход, нужно для записи на трек, состояние в данном случае не имеет значения;

  • Нижняя – выход;

  • Кнопка – изменение фазы сигнала на 180 градусов;

  • Ручка входного уровня сигнала, черная шкала дублирует ручку. В ней можно вводить значения в цифрах.

Далее следует большой индикатор, либо другое поле, в соответствии со сделанными настройками.
Затем маленькие треугольнички, два из которых направлены друг к другу, а один – острием вниз. Кликнув на первую комбинацию мы изменим визуальное отображение линейки на более компактное. Нажатием треугольничка справа открывается ниспадающее меню индивидуальной настройки вида линейки.
Ниже находятся узкие, продолговатые окошки выделения трека. Когда окошко светится – трек и, соответственно, линейка выделены, кроме того, окошки служат для связки (линкования), что весьма удобно, когда вам нужно изменить состояние группы треков одновременно (заглушить, установить уровень и т.д.). Для осуществления этой операции необходимо нажать в окошко первого трека, а затем выделить другой с нажатием клавиши Shift клавиатуры. Затем, щелкнув правой кнопкой мыши, выбрать Link Channels. 
Примечание: Объединение треков возможно только в Mixer 3 и Mixer 4.

Органы управления панели выходных шин аналогичны вышеприведенным, за исключением некоторых кнопок и того, что в нашем случае на индикаторной панели будет отображаться состояние всех треков одновременно.
Для того, чтобы двигаться дальше нам необходимо выставить все ручки регулировки уровня на 0. Это можно сделать ручками регулировки уровня, но легче ввести значение в черном окошке под индикатором. После того, как это сделано, закроем окно микшера.

Теперь ненадолго вернемся к настройкам усилителя/ресивера.
Очень важным моментом при записи и сведении является настройка мониторинга. Очевидно, что необходимо обеспечить хотя бы приблизительное его соответствие стандартам Dolby, поскольку иначе записанный материал может устраивать вас при воспроизведении на вашей системе домашнего кинотеатра, но быть абсолютно неприемлемым на другой.

Подчеркну: если вы не имеете возможности обеспечить цепочку соединений между звуковой картой и ресивером в полном объеме, например, в случае, когда компьютер стоит в одной комнате, а система домашнего кинотеатра - в другой, и используете 2 настольных динамика, то получить звуковую картинку более или менее приличного качества будет невозможно, либо для контроля вам придется постоянно кодировать материал в АС-3 формат, что само по себе занимает немало времени, нарезать DVD-диск, используя плеер слушать его на большой системе, и если что-то не устраивает, то повторять всю цепочку действий с самого начала.

Стандарт AC-3 для домашнего кинотеатра подразумевает, что слушатель находится на равном удалении от каждой из 5 акустических систем. Только в этом случае можно обеспечить правильное соотношение уровней сигнала каждого из каналов при контроле записи. 
Рекомендуемое компанией Dolby расположение акустических систем:


Акустическая система Угол Высота (метры/футы) Наклон
C 0 1.2/4 0
L, R 30 1.2/4 0
Ls, Lr 100-120 >=1.2/4 0-15 вниз

На практике этого удается достичь совсем не всегда, хотя каждый, занимающийся многоканальным звуком должен отдавать себе отчет, что правильный мониторинг – одна из важнейших составляющих работы.
Многие усилители/ресиверы содержат генераторы так называемого розового шума. Если в вашем устройстве его нет, для настроек в домашних условиях существует великолепный DVD-диск, называющийся Video Essentials, позволяющий проконтролировать и настроить работу всего тракта DVD – проигрыватель – Декодер - Усилитель – Акустические системы. Однако он стоит достаточно дорого и не всегда есть возможность его найти на прилавках магазинов. Поэтому мы записали 10-секундный фрагмент так называемого розового шума, файл которого необходимо будет поместить на каждый из треков проекта лесенкой с паузой в три - пять секунд, вместо исходного материала, либо создать в Nuendo другой проект и сделать это в нем. На трек сабвуфера файл помещать не нужно. Файл можно взять тут: pinknoise.wav
В каждом ресивере для домашнего кинотеатра есть настройки уровней центра и тыла, иногда фронтов, и баланса левый – правый. Уровни всех 5 каналов, должны быть выставлены на 0. Все системы обработки сигнала ресивера, в том числе эквалайзеры, бас-бустеры, системы виртуального окружающего звука надо отключить. Все регуляторы уровней треков Nuendo должны быть выставлены на 0.
Выставим левый и правый локаторы Nuendo на начало первого трека и конец фрагмента последнего и включим воспроизведение по циклу, прослушивая фрагмент из всех колонок. Настройками баланса и регулировками уровня каналов ресивера добейтесь одинаковой громкости звука изо всех акустических систем для места прослушивания и контроля – это и будет правильная настройка.
Кроме этого, необходимо выставить время задержки между фронтальными и тыловыми каналами, такая возможность есть почти в каждом ресивере. В разных моделях это делается по-разному, где-то задается размер комнаты, и программное обеспечение ресивера самостоятельно выставляет нужное время задержки, где-то цифры приходится вводить самостоятельно. Для того, чтобы рассчитать время задержки нужно:
1) Измерить расстояние от того места, где вы будете прослушивать и монтировать материал до левой или правой фронтальных, ближайшей к слушателю тыловой колонки и центра;
2) Формула для расчета: (расстояние до фронтальной колонки – расстояние до соответствующей тыловой колонки)/3 = время задержки в миллисекундах для тыловых динамиков;
3) Если расстояние от слушателя до всех трех, включая центральную, колонок одинаково, вводить задержку не надо. Если это не так, то вводится задержка.
4) Время этой задержки равно 1 миллисекунде на 1 фут (0,3 метра) разности между расстоянием от слушателя до одной из фронтальных колонок и таким же расстоянием до центра. Если эта разность положительна, то задержка будет иметь положительное значение, и наоборот. Отрицательное значение ввести невозможно, в этом случае параметр выставляется на 0, а декодер ресивера самостоятельно введет задержку всех каналов относительно центра примерно на 3 миллисекунды.
Более подробное описание всех процедур настройки и микширования можно прочитать тут: http://www.dolby.com/tech/#head1 (на английском).

В предыдущей части статьи мы расставили по трекам три файла: правого и левого фронтальных каналов и центра. Для того, чтобы получить некое подобие окружающего звука, нам необходимо создать звуковые дорожки тыловых каналов. Смотря кино с АС-3 звуком, вы могли заметить, что обычно выполняются некие правила распределения звуковой картинки по каналам. Диалог стандартно смещен в центр, то есть туда, куда смотрит камера, фронты дают основную панораму и частично пересекаются по содержанию с центром. А вот из тыловых динамиков звучит фоновая картинка, либо спецэффекты, поскольку именно тылы создают трехмерное пространство. В нашем случае, когда изначально использовался стерео микрофон, единственное, что мы можем сделать – это создать иллюзию этого пространства, скопировав дорожки фронтальных каналов на треки тыла и обработав их. Для этого выделите левый фронтальный трек на поле отображения информации Nuendo, щелкнув по нему мышкой. Вокруг имиджа дорожки появится красная рамка. Нажав клавишу Alt, перетащите картинку на поле соответствующего тылового трека. Эту же операцию повторите для другого канала и сохраните проект.