Модели

 

Creative Sound Blaster Live! Player 5.1 и  Live! Platinum 5.1

      В конце 2000 года Creative выпустила две официально новые звуковые карты - Creative Sound Blaster Live! Player 5.1 и Sound Blaster Live! Platinum 5.1. Что же получилось в результате на самом деле?
     
SB Live Platinum 5.1 как звуковая карта практически ничем не отличается от своей предшественницы SB Live Platinum как внешне так и по сути. Все те же возможности и все тот же Live Drive II для подключения внешних устройств. Единственное заметное отличие - инфракрасный приемник на Live Drive II и пульт дистанционного управления. Сложно представить себе острую необходимость в таком пульте не для телевизора или видеомагнитофона, а для встроенной в компьютер звуковой карты. Тем не менее за ту же стоимость, что и у предыдущей модели стало возможным иметь пульт ДУ. Объявленная для Platinum 5.1 поддержка Dolby AC-3 на самом деле была и раньше, поскольку ряд программ DVD проигрывателей позволял использовать для этих целей SPDIF выход звуковых карт семейства Live!.
     SB Live Player 5.1 идеален как неразрывный компонент связки DVD-ROM + Live Player 5.1 + Desktop Theatre 2200, поскольку в этом случае возможно получение правильного 6-ти канального Dolby AC-3 звука без аппаратного декодера в компьютере или в акустической системе, что экономит не менее $100. В любом другом варианте применения новая звуковая карта ничем не отличается от своей предшественницы.  

Creative Sound Blaster PCI 128

128 PCI Box Image

Знаменитая фирма Creative Technology выпустила уже более серьезный вариант звуковой PCI карты. Основные отличия от широко популярной AWE-64:

  • Шина PCI версии 2.1 с поддержкой функции Bus Master.

  • Выходы на две пары колонок - фронтальные и тыловые

  • 128 голосов могут звучать одновременно

  • Выбираемые пользователем банки инструментов

  • Цифровые эффекты - реверберация и хорус

  • В комплекте наборы сэмплов на 2, 4 и 8 MB

  • Поддержка технологий Microsoft DirectSound and DirectSound 3D

  • 3 "внутренних" линейных входа для подключения CD-ROM, TV тюнера и т.п.

Наше субъективное мнение: карта превосходит по качеству звучания и уровню шумов карты на S3 Sonic Vibes и ESS Maestro-1 и не хуже AWE-64. Все игры (из тех что были у нас) под MS-DOS также работали нормально, кроме Warcraft. К сожалению, у нас была только Unreal из тех игр, что поддерживают DirectSound 3D, но в ней звук на 4 колонках действительно был замечателен своей объемностью и возможностью точного определения местоположения звука.

В конце октября 1998 года появился OEM вариант этой карты по достаточно низкой цене, поэтому можно было рекомендовать ее как хорошую альтернативу уже устаревшей карте AWE64. После появления звуковой карты Sound Blaster Live! Value OEM позиции SB PCI128 на рынке ухудшились, так как по своим возможностям и характеристикам она существенно уступает SB Live!, но практически не уступает ей по цене. После резкого снижения цены в августе 1999 года плата стала практически лучшей по соотношению цена/качество в диапазоне стоимости до $25. Правда, удешевленный OEM вариант не имеет выхода на вторую пару колонок, но поддержка остальных характеристик SB PCI128 сохранилась.

Creative Sound Blaster Live! PCI

SBLive! photoЭта звуковая карта является последней и самой знаковой для фирмы Creative Technologies. Достаточно упомянуть, что ей посвящен отдельный сайт в Internet www.sblive.com.
"Сердцем" SBLive! является новый сигнальный процессор EMU10K1 фирмы E-mu Systems, имеющий очень высокую производительность среди своих аналогов. Creative объявила цифру в 1000 MIPS (Million Instruction Per Second - миллион операций за секунду). Для сравнения, сигнальный процессор в популярной карте AWE64 имеет производительность 36 MIPS. Карта сейчас поддерживает вывод звука на 4 динамика, но с помощью дополнительной дочерней карты, которую Creative обещает выпустить, возможен вывод на 8 динамиков. Пока можно восхищаться Environmental Audio (он же EAX, способом формирования объемного звука) только на примере специальной версии игры Unreal, входящей в комплект поставки. В последнее время ряд производителей игр объявили о поддержке EAX как одного из стандартов объемного звучания (подробнее в разделе "FAQ/Звуковые карты").

Также в комплект поставки кроме собственно звуковой карты входит и интерфейсная карта с цифровыми входами/выходами. В варианте SB Live! Value эта карта отсутсвует.

Программное обеспечение к SBLive! рассчитано на операционные системы Windows 95/98 и Windows NT.

Технические характеристики сведены в таблицу

Системная шина

     PCI версии 2.1

Аудиопро-
цессор EMU10K1

  • аппаратная обработка звуковых эффектов

  • 32-разрядная обработка звука с динамическим диапазоном 192 dB

  • запатентованный 8-ми точечный алгоритм интерполяции звука

  • 48-голосый аппаратный MIDI синтезатор на волновой таблице с 128 GM и GS совместимыми наборами инструментов, а также 10 наборов ударных инструментов

  • цифровой микшер профессионального качества

  • поддержка 32 MB памяти для звука, для которой используется основная память компьютера

  • возможно использование до 1024 инструментов (ограничение определяется компьютером пользователя)

Возможности обработки цифрового звука

  • аппаратный 16-разрядный полный дуплекс

  • 16-ти и 8-ми разрядные стерео и моно режимы

  • воспроизведение через 64 независимых канала (реальное количество каналов жестко связано с производительностью компьютера)

  • аналогово-цифровой преобразователь (АЦП) с частотами дискретизации: 8, 11.025, 16, 22.050, 24, 32, 44.1 и 48 kHz

  • микширование (смешивание) 8-ми и 16-ти разрядных записей

Уровень сигнала на линейном выходе

    1.0 Vrms

Диапазон частот

    10Hz...44kHz  

Отношение сигнал/шум взвешенное

     96 dB

Гармони-
ческие искажения

     0.002%

Регулировки

Главный (master), цифровой звук (wave), микрофон, вход MIDI, аудио CD, линейный вход, автоответчик (для модема с голосовыми функциями), динамик компьютера, вход I2S, вход S/PDIF, цифровой вход для CD-ROM, баланс уровней между фронтальными и тыловыми динамиками, тембр по низким и высоким частотам, баланс для каждого источника

SBLive! mixer image

Это внешний вид микшера SBLive! Значок bal.gif (19993 bytes) означает регулировку баланса между фронтальными и тыловыми колонками.

Аудио входы

Входы, выведенные наружу, для внешних источников

  • аналоговый линейный вход

  • микрофонный вход

  • стандартный MIDI вход на разъеме для джойстика

  • S/PDIF цифровой вход через RCA разъем ("тюльпан")***

  • MIDI вход через разъем mini-DIN***

Входы, расположенные на плате

  • вход для подключения аналогового выхода с CD-ROM

  • вход для подключения цифрового выхода с CD-ROM в стандарте S/PDIF

  • дополнительный линейный вход AUX

  • вход для внутреннего модема (можно подключить только модем с голосовыми функциями)

  • I2S вход для подключения DVD CD-ROM

ПРИМЕЧАНИЕ: *** помечены входы, расположенные на дополнительной карте

Аудио выходы

  • выход на фронтальные динамики, к которому также можно подключить наушники (32 Ом)

  • выход на тыловые динамики

  • совмещенный цифровой вход/выход ***

  • выход MIDI через разъем mini-DIN***

  • выход S/PDIF через RCA разъем ("тюльпан")***

ПРИМЕЧАНИЕ: *** помечены выходы, расположенные на дополнительной карте

Программное обеспечение

  • MixMan Studio - Программа для развития своего композиторского дара - можно создать свои музыкальные композиции.

  • Cakewalk Express gold 6.0 - Полная версия одного из самых известных редакторов для работы с MIDI.

  • Unreal Special Edition - Демо-версия игры для демонстрации возможностей Environmental Audio.

  • Sound Forge XP 4.0d - Полная версия также широко известной программы для работы со звуком.

  • Jamm HIT Session 2.12.1 - Простой MIDI редактор.

Требования к компьютеру

Процессор не хуже Pentium 133, Windows 95/98 (16, лучше 32 ОЗУ; 72 MB свободного места на диске) или Windows NT (32, лучше 64 ОЗУ; 55 MB свободного места на диске), один свободный PCI слот и одно свободное место под плату расширения

В мае 1999 года программное обеспечение к карте было существенно переработано и выпущено в свет под названием LiveWare 2.0. Действительно, в новом пакете программ были сделаны существенные изменения, некоторые из которых сведены в таблицу:

Возможности

до LiveWare 2.0

С LiveWare 2.0

Игры

3D звук

Был

Улучшен

Поддерживаемая версия EAX

1.0

2.0

3D аудио настройка

Нет

Да

Количество аппаратно поддерживаемых 3D аудио каналов

8

32

Поддержка для  Occlusion/Obstruction

Нет

Да

Количество предустановленных вариантов звуковой среды для игр

50

80

Запись звука

Запись в формате SPDIF

Да*
(Только Sound Blaster Live!)

Улучшена*
(Только Sound Blaster Live!)

Студия для записи

Нет

Да

Управление эффектами

Нет

Да

MIDI

Количество голосов

256

1024

Количество MIDI инструментов

128

>1,000*
(Только Sound Blaster Live!)

Программа Vienna SoundFont Studio

Нет

Да*
(Только Sound Blaster Live!)

Программируемые эффекты (в панели EAX)

9

10

Возможности для развлечения

Программа   PlayCenter

Да

Улучшена

Поддержка записей формата MP3 в программе PlayCenter

Нет

Да

Поддержка звуковых шрифтов в программе PlayCenter

Нет

Да

Связь с внешним миром

Поддержка Live!Surround для систем домашнего театра

Нет

Да

Автоматическое конфигурирование

Нет

Да

Экспорт/Импорт предустановок окружающей среды

Нет

Да

Поддержка Dolby Digital

Нет

Да
(При программном декодировании DVD программой Creative SoftPC-DVD)

Общие изменения

Программа Creative Launcher

Да

Улучшена

Программа демонстрации возможности SB Live!

Да

Обновлена

Раздельная регулировка громкости для фронтальных и тыловых колонок

Нет

Да

Микшер

Creative Mixer

Новый Creative Surround Mixer с поддержкой режима Surround

Автоматическое соответствие звука среде его распространения

Нет

Да

Драйвера

Поддержка   Windows 95, 98, NT4.0

Да

Появилась поддержка для компьютеров с двумя процессорами под Windows  NT 4.0

*** - понимается карта SB Live в Retail поставке с платой цифрового интерфейса.

Часть изменений в LiveWare уже были введены в различных обновлениях, регулярно выпускаемых Creative Technology с момента выхода SB Live! в свет. Из действительно нововведений следует отметить поддержку формата MP3, раздельную регулировку уровней по фронту и тылу (этого на самом деле не хватало), поддержку Dolby Digital.

Теперь субъективные впечатления от SB Live!. Для оценки качества звучания линейный выход на фронтальные динамики был подключен к комплекту высококачественной аудио аппаратуры, а выход на тыловые динамики к обычным компьютерным колонкам. Итоги эксперимента:

  • Wave звук высокого качества, уровень шумов заметно ниже, чем у AWE64

  • MIDI звук после загрузки соответствующего банка с CD-ROM существенно превосходит AWE64 и практически не отличим от обычной студийной записи (использовался 8 MB банк с входящего в комплект поставки CD-ROM)

  • звук с обычного аудио диска звучит значительно естественней, если CD-ROM подключен через цифровой вход звуковой карты.

  • звук в Unreal превосходен  и дает настоящий "эффект присутствия"

  • карта работает и под классическими DOS играми вне Windows

Для всех, кто хотел бы приобрести эту карту, но ограничен в средствах, выпущен вариант Creative Sound Blaster Live! Value PCI OEM. Он абсолютно не отличается по техническим характеристикам от SB Live! Разница только в следующем:

  • разъемы для подключения колонок, микрофона и разъем линейного входа карты без золотого покрытия

  • ликвидирован внутренний разъем для шины I2S

  • сигналы S/PDIF выведены на штыревой разъем (подобный Future Connector на видеокартах)

  • на прилагаемом CD-ROM только программы, необходимые для установки карты

  • нет никаких кабелей

Существенный недостаток комплектации Value - отсутствие кабеля для подключения CD-ROM по цифровому выходу. Этот кабель можно сделать из обычного аудио кабеля к CD-ROM, откусив бокорезами лишние 2 контакта, но почему его не дают в комплекте? По подключению этого кабеля также см. раздел "FAQ/Звуковые карты".

          Осенью1999 года Creative выпустила ряд модификаций SB Live!, самой распространенной из которых является CT4830 (она же X-Gamer, MP3+ и т.д.). Несмотря на то, что на первый взгляд, она идентична классической SB Live Value, у нее есть ряд заметных отличий:

  1. На крепежную планку выведен разъем интерфейса S/PDIF, причем не под коаксиал ("тюльпан"), а под обычный стерео jack.

  2. Ликвидирован цифровой вход для подключения CD-ROM (что очень плохо, на наш взгляд).

  3. Появился 40-выводный разъем с цифровыми входами/выходами. Как поясняет Creative, разъем нужен для подключения дополнительной платы, аналогичной, но не идентичной из комплекта полной версии SB Live!

  4. В комплекте с картой сразу предлагается LiveWare версии 2.1 (что хорошо).

  5. Добавлена программа диагностики карты Creative Diagnostics

  6. Судя по программному обеспечению, теперь невозможно использовать цифровые и аналоговые выходы одновременно.

Информацию по проблемам с установкой карты, запуском игр под DOS и т.п. можно получить в разделе "FAQ/Звуковые карты".

Diamond Sonic Impact S90

Sonic Impact S90 Board Photo

 

Фирма Diamond Multimedia не так давно стала выпускать звуковые карты, но ее продукция на этом сегменте рынка становится все более заметной. Надо заметить, что выпускаемые ею звуковые карты нацелены в первую очередь на применение в играх. Именно поэтому в новых звуковых картах используются аудиопроцессоры от фирмы Aureal. API A3D, разработанный этой фирмой, пока побеждает аналогичный API от Creative Technology EAX, как по качеству объемного звука, так и по популярности среди разработчиков игр. Технические характеристики:

Процессор

Aureal Vortex 8820

Количество инструментов

64

Дуплекс

16-бит полный дуплекс

Отношение сигнал/шум

>85 dB

Частота дискретизации

48 kHz

Одновременно обрабатываемые потоки

32

Входы/выходы внешние

Линейный выход, микрофонный вход, линейный вход, MIDI/джойстик

Входы внутренние

CD аудио, голосовой модем, линейный вход

Субъективные впечатления: приличный по качеству звук, заметно превосходящий сравнимые по стоимости карты, беспроблемная установка драйверов. Что касается поддержки DOS игр, заявленной в документации, то проблемы с совместимостью есть и лучше использовать эту карту для игр под Windows 95/98. Драйвера под Windows NT также появились в начале 1999 года.

Выводы: Очень хорошая звуковая карта по соотношению цена/качество, особенно для любителей игр под Windows.

Драйвера от производителя звукового процессора к карте и patch'и к различным играм можно найти по адресу http://www.a3d.com/html/download/drivers/.

Diamond Monster Sound MX300

mx300.jpg (29927 bytes)

Эта одна из самых интересных звуковых карт, появившихся в 1999 году на рынке. Она является прямым конкурентом звуковой платы Sound Blaster Live! и этого не скрывают ни Creative Technology, ни Diamond Multimedia. Как и любая карта на аудио процессоре Vortex, поддерживает объемное 3D звучание через API A3D. Технические характеристики:

Аудио процессор

Aureal Vortex AU8830

Количество инструментов

до 320

Отношение сигнал/шум

~96 dB

Частота дискретизации

48 kHz

Одновременно обрабатываемые потоки

96

Входы/выходы внешние

Линейные выходы на 2 пары акустических систем (к одному из них можно подключить наушники), микрофонный вход, линейный вход, MIDI/джойстик

Входы внутренние

CD аудио, голосовой модем, линейный вход

Соединители внутренние

Разъем для подключения внешней таблицы волн, MX-Link для подключения декодера Dolby

Впервые в обычном Руководстве пользователя представлены подробные Амплитудно-Частотные Характеристики (АЧХ) звукового тракта платы:

afc_mx300.gif (10946 bytes)

thd_mx300.gif (10365 bytes)

Субъективные впечатления о достоинствах:

  • в играх с поддержкой A3D объемный звук даже на 2 колонках достаточно реалистичный и качественный. С EAX от Creative Technology, как нам показалось, такой имитации пространства и с таким качеством не получается.

  • уровень шума очень незначителен и не хуже, или даже чуть лучше SB Live!

  • совместимость с DOS играми хорошая и проблем не вызывает.

  • программное обеспечение устанавливается без проблем, причем драйверы под Windows NT есть в комплекте поставки.

Недостатки: отсутствует цифровой аудиовход для прослушивания аудио CD, значительно более скромное, по сравнению с SB Live!, программное обеспечение. Качество MIDI звуков также уступает конкуренту.

Выводы (не претендующие на истину в последней инстанции): Monster Sound MX300 наилучшая на сегодняшний день звуковая карта для любителей игр под Windows 95/98. Для поклонников просто хорошего звука в компьютере и музыкантов (любителей и не совсем) больше подходит Creative SB Live!.