- Creative Sound Blaster Audigy Platinum Ex
- Creative Sound Blaster Live! Platinum
- Creative Sound Blaster Live! Player 5.1 и Live! Platinum 5.1
- Creative Sound Blaster PCI 128
- Creative Sound Blaster Live! PCI
- Diamond Monster Sound MX300
- Звуковые карты, снятые с производства
Creative Sound Blaster Live! Player 5.1 и Live! Platinum 5.1
В конце 2000 года Creative выпустила две официально новые звуковые карты - Creative Sound Blaster Live! Player 5.1 и Sound Blaster Live! Platinum 5.1. Что же получилось в результате на самом деле?
SB Live Platinum 5.1 как звуковая карта практически ничем не отличается от своей предшественницы SB Live Platinum как внешне так и по сути. Все те же возможности и все тот же Live Drive II для подключения внешних устройств. Единственное заметное отличие - инфракрасный приемник на Live Drive II и пульт дистанционного управления. Сложно представить себе острую необходимость в таком пульте не для телевизора или видеомагнитофона, а для встроенной в компьютер звуковой карты. Тем не менее за ту же стоимость, что и у предыдущей модели стало возможным иметь пульт ДУ. Объявленная для Platinum 5.1 поддержка Dolby AC-3 на самом деле была и раньше, поскольку ряд программ DVD проигрывателей позволял использовать для этих целей SPDIF выход звуковых карт семейства Live!.
SB Live Player 5.1 идеален как неразрывный компонент связки DVD-ROM + Live Player 5.1 + Desktop Theatre 2200, поскольку в этом случае возможно получение правильного 6-ти канального Dolby AC-3 звука без аппаратного декодера в компьютере или в акустической системе, что экономит не менее $100. В любом другом варианте применения новая звуковая карта ничем не отличается от своей предшественницы.
Знаменитая фирма Creative Technology выпустила уже более серьезный вариант звуковой PCI карты. Основные отличия от широко популярной AWE-64:
-
Шина PCI версии 2.1 с поддержкой функции Bus Master.
-
Выходы на две пары колонок - фронтальные и тыловые
-
128 голосов могут звучать одновременно
-
Выбираемые пользователем банки инструментов
-
Цифровые эффекты - реверберация и хорус
-
В комплекте наборы сэмплов на 2, 4 и 8 MB
-
Поддержка технологий Microsoft DirectSound and DirectSound 3D
-
3 "внутренних" линейных входа для подключения CD-ROM, TV тюнера и т.п.
Наше субъективное мнение: карта превосходит по качеству звучания и уровню шумов карты на S3 Sonic Vibes и ESS Maestro-1 и не хуже AWE-64. Все игры (из тех что были у нас) под MS-DOS также работали нормально, кроме Warcraft. К сожалению, у нас была только Unreal из тех игр, что поддерживают DirectSound 3D, но в ней звук на 4 колонках действительно был замечателен своей объемностью и возможностью точного определения местоположения звука.
В конце октября 1998 года появился OEM вариант этой карты по достаточно низкой цене, поэтому можно было рекомендовать ее как хорошую альтернативу уже устаревшей карте AWE64. После появления звуковой карты Sound Blaster Live! Value OEM позиции SB PCI128 на рынке ухудшились, так как по своим возможностям и характеристикам она существенно уступает SB Live!, но практически не уступает ей по цене. После резкого снижения цены в августе 1999 года плата стала практически лучшей по соотношению цена/качество в диапазоне стоимости до $25. Правда, удешевленный OEM вариант не имеет выхода на вторую пару колонок, но поддержка остальных характеристик SB PCI128 сохранилась.
Creative Sound Blaster Live! PCI
Эта звуковая карта является последней и самой знаковой для фирмы Creative Technologies. Достаточно упомянуть, что ей посвящен отдельный сайт в Internet www.sblive.com.
"Сердцем" SBLive! является новый сигнальный процессор EMU10K1 фирмы E-mu Systems, имеющий очень высокую производительность среди своих аналогов. Creative объявила цифру в 1000 MIPS (Million Instruction Per Second - миллион операций за секунду). Для сравнения, сигнальный процессор в популярной карте AWE64 имеет производительность 36 MIPS. Карта сейчас поддерживает вывод звука на 4 динамика, но с помощью дополнительной дочерней карты, которую Creative обещает выпустить, возможен вывод на 8 динамиков. Пока можно восхищаться Environmental Audio (он же EAX, способом формирования объемного звука) только на примере специальной версии игры Unreal, входящей в комплект поставки. В последнее время ряд производителей игр объявили о поддержке EAX как одного из стандартов объемного звучания (подробнее в разделе "FAQ/Звуковые карты").
Также в комплект поставки кроме собственно звуковой карты входит и интерфейсная карта с цифровыми входами/выходами. В варианте SB Live! Value эта карта отсутсвует.
Программное обеспечение к SBLive! рассчитано на операционные системы Windows 95/98 и Windows NT.
Технические характеристики сведены в таблицу
Системная шина |
PCI версии 2.1 |
Аудиопро- |
|
Возможности обработки цифрового звука |
|
Уровень сигнала на линейном выходе |
1.0 Vrms |
Диапазон частот |
10Hz...44kHz |
96 dB |
|
Гармони- |
0.002% |
Регулировки |
Главный (master), цифровой звук (wave), микрофон, вход MIDI, аудио CD, линейный вход, автоответчик (для модема с голосовыми функциями), динамик компьютера, вход I2S, вход S/PDIF, цифровой вход для CD-ROM, баланс уровней между фронтальными и тыловыми динамиками, тембр по низким и высоким частотам, баланс для каждого источника |
Это внешний вид микшера SBLive! Значок означает регулировку баланса между фронтальными и тыловыми колонками. |
|
Аудио входы |
Входы, выведенные наружу, для внешних источников
Входы, расположенные на плате
ПРИМЕЧАНИЕ: *** помечены входы, расположенные на дополнительной карте |
Аудио выходы |
ПРИМЕЧАНИЕ: *** помечены выходы, расположенные на дополнительной карте |
Программное обеспечение |
|
Требования к компьютеру |
Процессор не хуже Pentium 133, Windows 95/98 (16, лучше 32 ОЗУ; 72 MB свободного места на диске) или Windows NT (32, лучше 64 ОЗУ; 55 MB свободного места на диске), один свободный PCI слот и одно свободное место под плату расширения |
В мае 1999 года программное обеспечение к карте было существенно переработано и выпущено в свет под названием LiveWare 2.0. Действительно, в новом пакете программ были сделаны существенные изменения, некоторые из которых сведены в таблицу:
Возможности |
до LiveWare 2.0 |
С LiveWare 2.0 |
Игры |
||
3D звук |
Был |
Улучшен |
Поддерживаемая версия EAX |
1.0 |
2.0 |
3D аудио настройка |
Нет |
Да |
Количество аппаратно поддерживаемых 3D аудио каналов |
8 |
32 |
Поддержка для Occlusion/Obstruction |
Нет |
Да |
Количество предустановленных вариантов звуковой среды для игр |
50 |
80 |
Запись звука |
||
Запись в формате SPDIF |
Да* |
Улучшена* |
Студия для записи |
Нет |
Да |
Управление эффектами |
Нет |
Да |
MIDI |
||
Количество голосов |
256 |
1024 |
Количество MIDI инструментов |
128 |
>1,000* |
Программа Vienna SoundFont Studio |
Нет |
Да* |
Программируемые эффекты (в панели EAX) |
9 |
10 |
Возможности для развлечения |
||
Программа PlayCenter |
Да |
Улучшена |
Поддержка записей формата MP3 в программе PlayCenter |
Нет |
Да |
Поддержка звуковых шрифтов в программе PlayCenter |
Нет |
Да |
Связь с внешним миром |
||
Поддержка Live!Surround для систем домашнего театра |
Нет |
Да |
Автоматическое конфигурирование |
Нет |
Да |
Экспорт/Импорт предустановок окружающей среды |
Нет |
Да |
Поддержка Dolby Digital |
Нет |
Да |
Общие изменения |
||
Программа Creative Launcher |
Да |
Улучшена |
Программа демонстрации возможности SB Live! |
Да |
Обновлена |
Раздельная регулировка громкости для фронтальных и тыловых колонок |
Нет |
Да |
Микшер |
Creative Mixer |
Новый Creative Surround Mixer с поддержкой режима Surround |
Автоматическое соответствие звука среде его распространения |
Нет |
Да |
Драйвера |
||
Поддержка Windows 95, 98, NT4.0 |
Да |
Появилась поддержка для компьютеров с двумя процессорами под Windows NT 4.0 |
*** - понимается карта SB Live в Retail поставке с платой цифрового интерфейса.
Часть изменений в LiveWare уже были введены в различных обновлениях, регулярно выпускаемых Creative Technology с момента выхода SB Live! в свет. Из действительно нововведений следует отметить поддержку формата MP3, раздельную регулировку уровней по фронту и тылу (этого на самом деле не хватало), поддержку Dolby Digital.
Теперь субъективные впечатления от SB Live!. Для оценки качества звучания линейный выход на фронтальные динамики был подключен к комплекту высококачественной аудио аппаратуры, а выход на тыловые динамики к обычным компьютерным колонкам. Итоги эксперимента:
-
Wave звук высокого качества, уровень шумов заметно ниже, чем у AWE64
-
MIDI звук после загрузки соответствующего банка с CD-ROM существенно превосходит AWE64 и практически не отличим от обычной студийной записи (использовался 8 MB банк с входящего в комплект поставки CD-ROM)
-
звук с обычного аудио диска звучит значительно естественней, если CD-ROM подключен через цифровой вход звуковой карты.
-
звук в Unreal превосходен и дает настоящий "эффект присутствия"
-
карта работает и под классическими DOS играми вне Windows
Для всех, кто хотел бы приобрести эту карту, но ограничен в средствах, выпущен вариант Creative Sound Blaster Live! Value PCI OEM. Он абсолютно не отличается по техническим характеристикам от SB Live! Разница только в следующем:
разъемы для подключения колонок, микрофона и разъем линейного входа карты без золотого покрытия
ликвидирован внутренний разъем для шины I2S
сигналы S/PDIF выведены на штыревой разъем (подобный Future Connector на видеокартах)
на прилагаемом CD-ROM только программы, необходимые для установки карты
нет никаких кабелей
Существенный недостаток комплектации Value - отсутствие кабеля для подключения CD-ROM по цифровому выходу. Этот кабель можно сделать из обычного аудио кабеля к CD-ROM, откусив бокорезами лишние 2 контакта, но почему его не дают в комплекте? По подключению этого кабеля также см. раздел "FAQ/Звуковые карты".
Осенью1999 года Creative выпустила ряд модификаций SB Live!, самой распространенной из которых является CT4830 (она же X-Gamer, MP3+ и т.д.). Несмотря на то, что на первый взгляд, она идентична классической SB Live Value, у нее есть ряд заметных отличий:
-
На крепежную планку выведен разъем интерфейса S/PDIF, причем не под коаксиал ("тюльпан"), а под обычный стерео jack.
-
Ликвидирован цифровой вход для подключения CD-ROM (что очень плохо, на наш взгляд).
-
Появился 40-выводный разъем с цифровыми входами/выходами. Как поясняет Creative, разъем нужен для подключения дополнительной платы, аналогичной, но не идентичной из комплекта полной версии SB Live!
-
В комплекте с картой сразу предлагается LiveWare версии 2.1 (что хорошо).
-
Добавлена программа диагностики карты Creative Diagnostics
-
Судя по программному обеспечению, теперь невозможно использовать цифровые и аналоговые выходы одновременно.
Информацию по проблемам с установкой карты, запуском игр под DOS и т.п. можно получить в разделе "FAQ/Звуковые карты".
Фирма Diamond Multimedia не так давно стала выпускать звуковые карты, но ее продукция на этом сегменте рынка становится все более заметной. Надо заметить, что выпускаемые ею звуковые карты нацелены в первую очередь на применение в играх. Именно поэтому в новых звуковых картах используются аудиопроцессоры от фирмы Aureal. API A3D, разработанный этой фирмой, пока побеждает аналогичный API от Creative Technology EAX, как по качеству объемного звука, так и по популярности среди разработчиков игр. Технические характеристики:
Процессор |
Aureal Vortex 8820 |
Количество инструментов |
64 |
Дуплекс |
16-бит полный дуплекс |
>85 dB |
|
Частота дискретизации |
48 kHz |
Одновременно обрабатываемые потоки |
32 |
Входы/выходы внешние |
Линейный выход, микрофонный вход, линейный вход, MIDI/джойстик |
Входы внутренние |
CD аудио, голосовой модем, линейный вход |
Субъективные впечатления: приличный по качеству звук, заметно превосходящий сравнимые по стоимости карты, беспроблемная установка драйверов. Что касается поддержки DOS игр, заявленной в документации, то проблемы с совместимостью есть и лучше использовать эту карту для игр под Windows 95/98. Драйвера под Windows NT также появились в начале 1999 года.
Выводы: Очень хорошая звуковая карта по соотношению цена/качество, особенно для любителей игр под Windows.
Драйвера от производителя звукового процессора к карте и patch'и к различным играм можно найти по адресу http://www.a3d.com/html/download/drivers/.
Эта одна из самых интересных звуковых карт, появившихся в 1999 году на рынке. Она является прямым конкурентом звуковой платы Sound Blaster Live! и этого не скрывают ни Creative Technology, ни Diamond Multimedia. Как и любая карта на аудио процессоре Vortex, поддерживает объемное 3D звучание через API A3D. Технические характеристики:
Аудио процессор |
Aureal Vortex AU8830 |
Количество инструментов |
до 320 |
~96 dB |
|
Частота дискретизации |
48 kHz |
Одновременно обрабатываемые потоки |
96 |
Входы/выходы внешние |
Линейные выходы на 2 пары акустических систем (к одному из них можно подключить наушники), микрофонный вход, линейный вход, MIDI/джойстик |
Входы внутренние |
CD аудио, голосовой модем, линейный вход |
Соединители внутренние |
Разъем для подключения внешней таблицы волн, MX-Link для подключения декодера Dolby |
Впервые в обычном Руководстве пользователя представлены подробные Амплитудно-Частотные Характеристики (АЧХ) звукового тракта платы:
Субъективные впечатления о достоинствах:
-
в играх с поддержкой A3D объемный звук даже на 2 колонках достаточно реалистичный и качественный. С EAX от Creative Technology, как нам показалось, такой имитации пространства и с таким качеством не получается.
-
уровень шума очень незначителен и не хуже, или даже чуть лучше SB Live!
-
совместимость с DOS играми хорошая и проблем не вызывает.
-
программное обеспечение устанавливается без проблем, причем драйверы под Windows NT есть в комплекте поставки.
Недостатки: отсутствует цифровой аудиовход для прослушивания аудио CD, значительно более скромное, по сравнению с SB Live!, программное обеспечение. Качество MIDI звуков также уступает конкуренту.
Выводы (не претендующие на истину в последней инстанции): Monster Sound MX300 наилучшая на сегодняшний день звуковая карта для любителей игр под Windows 95/98. Для поклонников просто хорошего звука в компьютере и музыкантов (любителей и не совсем) больше подходит Creative SB Live!.